Понятия ОТС и ОДС неотрывно связаны с оперативно-диспетчерским управлением (ОДУ) — комплексом мер по централизованному воздействию на режимы работы оборудования. Лучше всего система иллюстрируется в электроэнергетике: диспетчер в зависимости от требуемой мощности дает установку отдельным электростанциям с помощью ОДУ и оперативно реагирует на любые изменения. Например, при увеличении нагрузки дает команду на включение дополнительных генераторов, и наоборот.
Краткий экскурс в историю
История оперативно-технологической связи берет начало в железнодорожной отрасли. Именно на участках путей в пределах отделений появилась необходимость в оперативной связи с машинистом поезда и диспетчерами вокзалов и станций, чтобы регулировать движение поездов и обеспечивать эксплуатацию технических устройств железнодорожного транспорта. Позже этот опыт нашел применение в энергетической сфере.
2021 год в российской электроэнергетике стал юбилейным — 100 лет назад было образовано ОДУ. 17 декабря 1921 года Управлением объединенных государственных электростанций Московского района было введено в действие «Положение о мерах для координирования параллельной работы электрических станций, входящих в состав Московского районного объединения». Дата считается официальной отправной точкой и в истории оперативно-технической связи, хотя она использовалась и ранее.
Переломным моментом стала Великая Отечественная война. Из-за переброски энергетических сил на восток приходилось строить систему связи практически с нуля на новом месте. В эти годы активно применялась ОТС на железной дороге, иначе координировать переброску в тяжелых условиях было бы невозможно. После войны долгие годы связь в стране работала на устаревшем оборудовании.
Зачатки новой эпохи стали заметны в 1970-х годах с развитием атомной электроэнергетики и собственного производства, а затем — газовой сферы. Попутно формировалась Единая энергосистема, а в 1980-х случилось беспрецедентное по масштабам событие — объединение систем связи и перетоков мощности с европейскими и другими государствами в рамках программы «Мир». Позже эта схема была практически полностью утеряна.
В 21 веке ОТС и ОДУ переживают стадию цифровизации, 3D-моделирования и повсеместного распространения. Основные сферы применения ОТС в современной России:
нефтяная, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность; | |
атомная электроэнергетика, гидроэлектроэнергетика и другие виды электрических станций; | |
аэропорты, железные дороги с вокзалами и станциями, грузовые порты; | |
металлургические сталелитейные, кузнечно-прессовые и прокатные заводы. |
Эксплуатация крупных и даже средних предприятий сегодня невозможна без отлаженной оперативно-технической связи. Николай Григорьевич Шульгинов, министр энергетики РФ, в статье для книги «История ОДУ» утверждает, что именно сейчас «на базе Системного оператора формируется структура, которая позволит определять, как будет выглядеть энергетика в следующие 5–10–30–50 лет». В текущих условиях закладывается фундамент и потенциал экономики, и ОТС здесь играет одну из ведущих ролей.
Какими ОДУ и ОТС должны быть сегодня
К организации оперативно-диспетчерского управления в целом и связи в частности предъявляются строгие требования:
● Надежность. Связь должна присутствовать даже в чрезвычайных ситуациях и при катаклизмах, не зависеть от погодных условий. Подходящая для ОДУ коммуникационная система функционирует при потере собственных нужд станции (отсутствии питания основного оборудования), вибрационном воздействии от землетрясений и взрывов, высоких и низких температурах.
● Мгновенный вызов. Особенность оборудования оперативно-технологической связи — возможность мгновенно вызвать абонента без ожидания ответа. Телефон бывает недоступен, абонент может не взять вовремя трубку, а ОТС позволяет передавать информацию без задержек.
● Простота управления. В идеале диспетчер или другой отправитель сообщения должен нажимать одну кнопку и автоматически попадать на нужный канал, чтобы в экстренных ситуациях не терять драгоценное время.
● Широкая зона охвата. На крупном промышленном предприятии, подземной электростанции или в движущемся по пересеченной местности железнодорожном составе могут возникнуть трудности при приеме сигнала. Важно, чтобы на всей территории был способ связаться с руководством и коллегами.
Если в начале своей истории оперативно-диспетчерское управление ограничивалось лишь переговорами с машинистами, то сейчас ситуация значительно осложнилась. Во-первых, на порядок увеличились масштабы. Количество потребляемой человечеством электроэнергии и перевозимых по железной дороге грузов неуклонно растет. Во-вторых, осложнились технологические процессы. Поэтому ОТС — это многогранная структура, состоящая из ряда подсистем, таких как:
|
двухсторонняя громкоговорящая связь; |
диспетчерская связь; | |
командно-поисковая связь; |
|
система селекторных совещаний; | |
связь с подвижными объектами; | |
оповещение ГО и ЧС. | |
радиосвязь. |
Возможности применения также разнообразны:
● двусторонняя диспетчерская связь: прямые переговоры двух абонентов друг с другом без задержек;
● селекторная конференц-связь: звонок для организации совещаний и переговоров, возможность участия одного абонента в нескольких конференциях сразу;
● общий вызов: одновременная трансляция сообщения на разные устройства в пределах предприятия;
● групповой вызов: подвид общего, где связь организуется с отдельными службами или цехами по заданным заранее сценариям;
● динамический групповой вызов: передача информации в одностороннем порядке одной выбранной в течение работы группе;
● транзитное соединение: переговоры двух удаленных абонентов через посредника в лице диспетчера, если прямой канал связи между ними отсутствует;
● командно-поисковая связь: оповещение через громкоговоритель, чтобы установить контакт с конкретным человеком.
Количество решаемых задач вскрывает очевидную проблему: так как в большинстве случаев предприятию требуются все указанные подсистемы, организовывать их по отдельности, а потом интегрировать — крайне неэффективное решение. Единственный надежный вариант — использование единой телекоммуникационной системы.
Оборудование оперативно-технологической связи на примере МиниКом MX-1000
МиниКом MX-1000 — готовый программно-аппаратный комплекс (ПАК) по обеспечению ОТС от компании «Информтехника». Универсальная система оперативно-технологической связи успешно применяется на железных дорогах, в метрополитене, энергетических и других промышленных предприятиях по всей России. При подготовке решения была проработана:
совместимость с традиционными каналами связи, включая аналоговые, плавный переход | |
к модернизации и цифровизации; | |
сохранение действующих сетевых алгоритмов для удобства диспетчера; | |
предоставление абонентам нескольких каналов, включая IP-телефонию и видеозвонки, но с поддержкой используемых | |
методов управления (например, оперативной радиосвязи); | |
надежность в любых условиях, точность передаваемых сведений; | |
модульность системы с возможностью расширения портов и цифровых соединительных линий. |
Ниже рассмотрим схему "Оперативно-технологической связи" |
Схема "оперативно-технологической связи" |
Сеть, построенная на базе отечественной IP-АТС МиниКом MX-1000, отличается высоким уровнем надежности, поскольку имеет ряд функций для резервирования системы. В составе ПАК два источника питания переменного тока с возможностью горячей замены, также существует возможность горячего резервирования коммутаторов (до 100 в системе), как локально, так и с географическим выносом. При обрыве канала связи коммутаторы продолжают поддерживать сервисы и работают локально.
Также одним из ключевых элементов современной оперативно-технологической связи является система управления. Она реализована в виде web-интерфейса и позволяет оперативно проводить наладку ОТС на одном или нескольких рабочих местах администраторов. При этом наглядно отображается текущее состояние и загруженность коммуникационного оборудования, разнесенного на десятки и сотни километров.
Таким образом, решения компании «Информтехника» на базе МиниКом МX-1000 представляют единый цифровой комплекс, спроектированный специально для крупных предприятий, диспетчерских центров и ведомств. Он вписывается практически в любую существующую сеть и гарантирует стабильность оперативно-диспетчерского и оперативно-технологического управления с заделом на будущее.