Исторически сложилось, что западные вендоры телекоммуникационного оборудования (Cisco, Huawei, Avaya, Motorola) доминировали на рынке России с 90х годов. По самым оптимистичным оценкам импортозамещения, на начало 2022 года доля российских производителей немногим превышала 10%. На фоне резкого ухудшения внешнеполитической обстановки многие иностранные компании заявили о приостановке деятельности или даже полном уходе с рынка*, что автоматически сделало импортозамещение ИТ-оборудования и ПО как никогда актуальным.Импортозамещение телекоммуникационного оборудования и ПО
Как начиналось импортозамещение в России, появление ТОРП
В России тема замены иностранных ИТ-решений на местные аналоги стала активно обсуждаться в середине 2000х годов, т.к. было очевидно, что столь плотное присутствие иностранных производителей на российском ИТ-рынке ставит страну в зависимость от внешнеполитических обстоятельств, а также несет риски в области ограничения доступа или полного прекращения поставок необходимых технологий. Чтобы купировать эту опасность государством был предпринят ряд мер, в результате чего 31 мая 2010 года вышло распоряжение Правительства РФ №858-р «О приоритетном использовании телекоммуникационного оборудования отечественного производства». На его основе был создан реестр «Телекоммуникационного Оборудования Российского Происхождения» (ТОРП).
Основной критерий, которому нужно соответствовать, чтобы оборудование могло получить статус ТОРП следующий: его производство происходит на территории России. И это не формальность, которую можно решить наклеиванием ярлыка с соответствующей надписью. Распоряжение устанавливает, что производство электронных компонентов, кабелей, монтаж элементов на печатные платы и крупноузловая сборка происходят в России. Это же касается разработки и установки ПО, используемого в составе телекоммуникационного оборудования. Производитель должен обладать правами на конструкторскую документацию в объеме, достаточном для изготовления, модернизации и развития своих решений.
Кроме того, тестирование и сервисное обслуживание аппаратных и программных средств нельзя передавать третьим организациям за границу – они также должны производиться на территории Российской Федерации. Еще один момент касается предоставления сведений о численности и квалификации научного и инженерного персонала, обеспечивающего все ранее перечисленные процессы импортозамещения. Для регистрации в реестре также нужно предоставить сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ГОСТ Р.
Все эти меры в совокупности делают невозможным попадание в реестр ТОРП иностранного оборудования с переклеенными на месте шильдиками, а также продукции от фирм-однодневок или квазикомпаний, состоящих из одного человека. Критерии для получения этого статуса достаточно строгие, они отсекают псевдопроизводителей, которые реализуют иностранное оборудование под своим брендом или используют полулегальные схемы, когда под маркой якобы отечественной продукции продаются решения, чаще всего, китайского происхождения.
Таким образом, если разработки компании официально внесены в реестр ТОРП, то можно быть уверенным, что это производитель полного цикла, его решения прошли жесткий отбор и соответствуют всем строгим критериям импортозамещения.
Изначально данный статус давал преференции производителям, участвующим в госзакупках, он открывал двери в актуальные для импортозамещения проекты, осуществляемые государственными органами, ведомственными структурами, акционерными обществами с госучастием. Таким образом, в России сформировался целый пласт заказчиков, использующих бюджетные средства для приобретения российских разработок. Подобный подход был весьма эффективным рычагом стимулирования спроса. В частности, летом 2021 года было введено правило, согласно которому, если в конкурсе на закупку есть хотя бы одна заявка с оборудованием из реестра ТОРП, то претенденты с решениями не из этого списка учувствовать в тендере не могут, в противном случае торги считаются несостоявшимися, и может быть наложен штраф. В результате, спрос на российское телекоммуникационное оборудование стабильно рос года от года.
Текущие возможности и перспективы отечественных производителей телекоммуникационного оборудования и ПО
Практика показала, что многолетнее стимулирование российского производства телекоммуникационного оборудования было движением в верном направлении, т.к. в связи с резким обострением политических отношений между Россией и Западом весною 2022 года последним были введены еще более жесткие санкции и ограничения. Они повлекли обострение вопроса технологической зависимости, особенно, когда многие иностранные вендоры заявили об уходе с рынка России - отказались поставлять ИТ-оборудование и ПО, обновлять и поддерживать уже развёрнутые решения.
Все это вместе привело к тому, что тема импортозамещения перестала быть актуальной только для госсектора и компаний с государственным участием, теперь она стала реальной потребностью для всех организаций, использующих ИТ-продукцию западных производителей.
Ситуацию сильно сглаживает то, что в России виден результат многолетней политики поддержки местных ИТ-производителей. Вопреки сложившемуся мифу о технологической отсталости отечественных вендоров сейчас в стране работает множество (по некоторым оценкам до 100) предприятий полного цикла. В их зону ответственности входит все от разработки и производства до техподдержки и гарантийного обслуживания, они обладают правами на всю сопровождающую эти процессы документацию: конструкторскую, технологическую, эксплуатационную и ремонтную.
Сегодня российские телекоммуникационные вендоры производят до 80% типов востребованного в стране оборудования, например, они уверенно себя чувствуют в категориях «коммутационные решения», «продукты для цифровых транспортных систем», «системы телефонии» (в частности IP-телефонии и УПАТС), «системы управления и мониторинга», «системы оперативно-технологической связи», «решения для радиосвязи».
Весна 2022 года стала началом глобальных изменений. Методы, которые были привычными и казались незыблемыми, больше не работают, логику взаимодействия поставщик-заказчик нужно пересмотреть. Ранее ИТ-директора могли себе позволить быть консервативными в вопросе работы с западными вендорами: их могло что-то не устраивать во взаимодействии с ними, но смена партнера была чревата большими рисками, поэтому в большинстве случаев они занимали выжидательно-осторожную позицию. Но теперь такой возможности нет. Сегодня CIO должен предложить руководству выход из ситуации, объяснить, по какому пути теперь будет двигаться ИТ-инфраструктура, как она будет трансформироваться, сколько займет этот период, и какие есть во всем этом риски. Конечно, можно попытаться пойти по пути наименьшего сопротивления: перейти на серые поставки, параллельный импорт, брать оборудование на вторичном рынке, итог у всего этого будет один – тупик (хотя бы потому, что ни один из этих методов не гарантирует доступа к обновлению лицензий и ПО). Возникшие проблемы нужно решать системно, поэтому следует обратиться к партнеру, обладающему нужным уровнем компетенций и экспертизы.
Резюмируя, следует сказать, что изменившаяся политическая и экономическая ситуация резко актуализирует тему импортозамещения телекоммуникационного оборудования в России. С одной стороны это кризис, с другой – возможность изменить ситуацию, сделать так чтобы на отечественном рынке доминировали местные производители.
Какие международные вендоры телекоммуникационного оборудования и ПО приостановили активности в РФ
*Для справки, на момент публикации материала, 28.06.2022, статус деятельности международных компаний - поставщиков телекоммуникационного оборудования и ПО на рынке РФ.
Телекоммуникационное оборудование (радиостанции, системы связи, сетевая инфраструктура
➔ Motorola Solutions приостановила продажи, поставки продукции и услуги в РФ и Беларуси.
➔ Ericsson прекращает бизнес на территории России на неопределенный срок.
➔ Nokia сворачивает бизнес в России и готовит полный уход компании из страны.
Унифицированные коммуникации (IP-телефония АТС и т.д., сервисы видеоконференций, корпоративные чаты).
➔ Cisco остановила поставки в РФ и Белоруссии, пообещав полностью свернуть бизнес. Также прекратил работу принадлежащий Cisco сервис для организации веб- и видеоконференций Webex. Также Оборудование Cisco и IBM осталось без лицензий.
➔ Microsoft начнет сокращать свое присутствие в России вплоть до полного ухода с рынка.
➔ Citrix приостановила все продажи и поддержку клиентов из России и Беларуси.
➔ Genesys Telecommunications увольняет сотрудников и закрывает офис в России.
➔ Oracle прекратила все операции в России.