УПАТС: эволюция и возможности учрежденческо-производственных АТС, отличия от УАТС и мини-АТС
Термин УПАТС расшифровывается как Учрежденческо-Производственная Автоматическая Телефонная Станция, и ему уже несколько десятков лет. Но то, что обозначается им сегодня мало похоже на то, что подразумевалось на старте. Рассмотрим, какой путь они прошли за это время и что такое современная многофункциональная УПАТС.
Станции типа УПАТС являются высшей точкой развития телефонных решений для организаций и бизнеса. Они стоят в одном ряду с Учрежденческими АТС (УАТС) или Офисными АТС, которые также часто называют мини-АТС. Их основное отличие от своих собратьев – увеличенная номерная емкость и наличие дополнительного функционала, актуального для крупных предприятий.
С момента возникновения возможности УПАТС долгое время оставались базовыми и развивались слабыми темпами. Если обратиться к Руководящему Документу «Общие принципы включения УПАТС на телефонных сетях общего пользования», который был утвержден Министерством Связи Российской Федерации 17 января 1996 года, то можно найти там следующее определение: «под УПАТС понимается коммутационная станция, обеспечивающая абонентам предприятия (учреждения, организации и т.п.) внутреннюю связь по сокращенной нумерации, предоставляющая им ряд дополнительных видов обслуживания, а заранее выбранной группе абонентов - выход на телефонную сеть общего пользования (ТФОП)». Иными словами, ранее ее деятельность сводилась к приему и раздаче входящих вызовов, обеспечению корректного соединения внутренних абонентов и их выхода на внешние линии. Под дополнительными видами обслуживания (ДВО) подразумевались такие базовые сервисы как автодозвон, переадресация, перевод, удержание вызовов и т.п.
Важной характеристикой УПАТС является достаточная для организации номерная емкость: как правило, от несколько сотен до нескольких десятков тысяч абонентов или даже больше (например, на базе АТС МиниКом MX-1000 можно строить коммуникационные сети, включающие в себя до 1 миллиона оконечных устройств). Для корректной и эффективной работы на предприятиях различных отраслей промышленности автоматическая телефонная станция должна также поддерживать используемые в соответствующей индустрии интерфейсы и протоколы, а также предоставлять соответствующие дополнительные виды обслуживания (ДВО). К наиболее востребованным ДВО УПАТС относятся:
конференцсвязь | |
|
групповая связь для селекторных совещаний |
дежурно-диспетчерская связь | |
поисковая и распределительная связь | |
громкоговорящая связь и автоматическое оповещение. |
Взрывной рост функциональности УПАТС произошел после повсеместного распространения решений с поддержкой IP-протокола (VoIP оборудования). Во-первых, это упростило подключение и расширило список терминальных устройств, среди которых:
цифровые телефоны |
|
|
SIP-телефоны |
Wi-Fi телефоны |
|
видеотелефоны |
|
пульты оперативно-технологической связи |
|
диспетчерские пульты | |
односторонние/двусторонние устройства ГГС (громкоговорящей связи) |
|
|
IP-шлюзы |
АРМ различного назначения и т.д. |
Во-вторых, это сильно изменило термин «внутренний абонент». IP-технологии позволяют объединить территориально-распределённые офисы в единую коммуникационную сеть. Таким образом, все сотрудники могут быть внутренним абонентом, в каком бы географическом подразделении они не находились.
Приход новых технологий при этом не означает уход со сцены старых, в телефонии до сих пор широко используются (и еще долго будут использоваться) аналоговые соединительные линии и морально устаревшие цифровые (E1 ISDN). Сегодня слияние информационных и коммуникационных инфраструктур является важной тенденцией в развитии УПАТС, современные станции должны поддерживать работу с ТФОП (телефонными сетями общего пользования) и сетями с коммутацией пакетов. Такой функционал позволяет сохранить ранее сделанные инвестиции в оборудование и развертывание инфраструктуры.
Телефонная сеть развивается вместе с предприятием, поэтому производители УПАТС делают решения модульными, их функционал можно наращивать по мере необходимости. Например, при росте телефонной сети достаточно будет добавить абонентские порты. Модульность УПАТС также позволяет создавать эффективные, заточенные индивидуально под заказчика коммуникационные решения, отвечающие всем его специфическим требованиям в области связи.
В развитии УПАТС давно закончен этап, когда они использовались для организации внутренней телефонной связи и предоставления выхода в ТФОП. Современные IP-технологии сильно расширили диапазон их возможностей. В зону ответственности УПАТС сегодня входят видеосвязь, аудио- и видеоконференции, корпоративные чаты, селекторная и громкоговорящая связь. И это неполный список, например, телекоммуникационные решения на базе МиниКом MX-1000 интегрируются с другими корпоративными решениями, такими как АСУТП, СКУД, оперативно-технологической связью, подвижной радиосвязью, системами микросотовой связи и другими. Все это делает современные УПАТС эффективным инструментом оперативного управления и центром унифицированных коммуникаций предприятия.