Эволюция селекторной связи в России
После появления первых отечественных телефонных линий в 1882 году и распространения после 1927 года АТС в истории связи наступил следующий эволюционный этап — организация селекторных телефонных совещаний. В конце 40-х этот способ взаимодействия между отдельными станциями взяло на вооружение Министерство путей сообщения СССР. Пришедшая на смену классическому телефону и телеграфу технология произвела настоящий фурор: качество информационного обмена между центром и региональными отделениями железных дорог резко возросло.
МПС СССР, являясь первопроходцами, показали пример другим компаниям и ведомствам. Так, в следующие 10–20 лет абонентскими устройствами громкой селекторной связи обзавелись предприятия нефтяной и газовой промышленности, речной флот, спасатели — все, кому приходилось работать в разных регионах. Это позволяло экономить на перелетах, проводить совещания с высоким качеством связи, оперативно принимать решения.
В 70-х годах активно развивались АТС (именно в это время и сформировался сам термин). Позже появились цифровые станции, которые вывели качество систем селекторной связи на новый уровень. Несмотря на постепенное распространение видео-конференц-связи, классическая телефонная технология продолжала совершенствоваться.
Современная аппаратура работает на симплексной и дуплексной технологии, использует для передачи данных в том числе интернет, интегрируется с сервисами видеосообщений и корпоративным чатом. Базой выступает цифровая АТС предприятия.
Сферы применения и решаемые задачи
Аппаратура селекторной связи незаменима в случаях, когда нет возможности собрать всех участников совещания в одном месте. Такая ситуация стандартна для большинства сфер и предприятий с обширной географией:
коммерческие компании федерального значения; | |
государственные предприятия; |
|
силовые структуры и ведомства; | |
|
медицинские учреждения; |
учебные заведения. |
Главные преимущества селекторной связи — универсализм и относительно низкие затраты на внедрение. Она решает следующие задачи:
● Администрирование. Благодаря разделению пользователей на группы.
● Обсуждение. В рамках селектора сообща решаются рабочие вопросы в удаленном режиме всем ведомством или отдельными его участниками.
● Удаленное управление. Руководитель предприятия может отдавать распоряжения филиалам в других населенных пунктах и регионах.
● Оповещение. Широко распространено в школах и других учебных заведениях для уведомления учащихся через громкую связь.
Селекторные совещания проводятся и в небольших организациях. Например, для взаимодействия между торговыми помещениями и складом, несколькими точками общественного питания и головным офисом, постами охраны и т. д.
Состав оборудования для селекторной связи
Центральным узлом является коммуникационная станция для объединения коммуникационных каналов, установления соединения, смены режимов, реализации транзитных соединений во время совещаний. Примером служит телекоммуникационная станция «Миником DX-500.ЖТ», повсеместно используемая на российских железных дорогах, которая обеспечивает:
● соединение между двумя внутренними абонентами сети;
● вызов группы пользователей;
● проведение телефонной конференции по заданным группам;
● организацию связи совещаний (один говорит — все слушают) с правом руководителя прерывать или отключать докладчиков.
Следующий крупный блок устройств — оборудование рабочего места. Это техника, которая позволяет принимать и отправлять информацию, менять настройки, задавать сценарии и т. д. Состав:
● пульт контроля и управления (реализован на компьютере, некоторые модели снабжаются сенсорным экраном);
● устройства контроля селекторного совещания;
● пульт служебной связи;
● оконечные устройства селекторной связи для офиса, включающие студии для организации переговоров, оборудование громкоговорящей связи, микрофоны и другие;
● специальная аппаратура для руководителей.
Современные селекторные устройства связи хорошо стыкуются с любым оконечным оборудованием, применяемым на совещаниях. Масштабируемость технологии позволяет внедрять на предприятии сложные иерархические системы.
Оборудование для селекторного совещания
АСС-Ц-DX — комплекс цифровой связи для организации совещаний от компании «Информтехника», реализованный по принципу «говорит один — все слушают». Возможности:● работа по типовым каналам ТЧ, 2-проводным линиям НЧ, каналам цифрового типа, организованным среди участников из студий или специальных служебных помещений;
● подключение абонентов из существующих на предприятии сетей оперативно-технологической связи;
● генерация двухчастотных кодов в избирательной линии во время прямого включения в аппаратуру с места оператора;
● организация на рабочем месте руководителя ведомства или компании пульта управления, с помощью которого возможен запуск совещаний в заранее определенных группах без оператора;
● вызов любых абонентов сети общетехнологической телефонной связи;
● двухуровневая функция «перебоя» в сигналах обратного управления;
● проведение до 20 совещаний одновременно;
● организация до трех рабочих мест операторов.
Также АСС-Ц-DX собирает статистику о времени нахождения участника в совещании, позволяет удалять и добавлять абонентов во время обсуждения, предлагает функцию «Прошу слово», позволяет регулировать громкость отдельных абонентов и визуализирует контроль за создаваемыми помехами. В качестве базовой коммуникационной станции выступает «Миником DX-500.ЖТ».